Азербайджанский транзит как гарант стабильности региона

Азербайджан не раз заявлял, что готов выступить в качестве активного партнера и участника всех программ, направленных на формирование транспортного коридора из Центральной Азии в Европу, который будет иметь огромное значение в контексте реализации целей по соединению двух мировых экономических полюсов на качественно новых критериях. Для этого у страны есть все: и богатейшая ресурсная база, и развитая инфраструктура, и выгодное географическое положение. Все эти факторы Азербайджан готов использовать в интересах международного экономического, торгового, инвестиционного партнерства, формировании в мире новых, отвечающих объективным потребностям современного развития, конфигураций и моделей сотрудничества. Азербайджан как деятельный участник позитивных глобальных процессов вносит свой вклад в формирование новой архитектуры международных взаимоотношений на основе сбалансированного, устойчивого развития.

Вопросы регионального сотрудничества носят приоритетный характер во внешней политике Азербайджана. Наша страна — инициатор нескольких форматов трехстороннего сотрудничества в региональной плоскости. Созданные в последние годы трехсторонние платформы Азербайджан-Иран-Турция, Азербайджан-Грузия-Турция, Азербайджан-Турция-Туркменистан и Азербайджан-Россия-Иран являются важными инициативами с точки зрения обсуждения региональных вопросов, развития сотрудничества.

Азербайджан является страной, обладающей самой сильной транспортной инфраструктурой не только в регионе, но и на более обширном пространстве.

На сегодняшний день существуют только три наземных маршрута, по которым из Азии в Европу можно поставлять энергоресурсы и другие товары: через Иран, Россию и Азербайджан. Поскольку отношения Запада с Россией и Ираном напряженные, для осуществления торговых операций стоимостью в сотни миллиардов долларов остается только один маршрут — через Азербайджан.

Удобные и безопасные международные коридоры с задействованием всех видов транспорта обеспечивают устойчивое развитие всего региона, содействуют развитию добрососедских отношений между народами и укреплению сотрудничества, увеличению объемов торгового товарооборота, создают условия для решения ряда социальных задач.

Наша страна нацелена сосредоточить усилия на максимальной реализации потенциала, открывающегося перед государствами Центральной Азии и Каспийского региона в связи с осуществлением крупных транспортных проектов.

К примеру, для нашей страны перспективным видится и создание транзитного, торгового и транспортного коридора Афганистан — Туркменистан — Азербайджан — Грузия — Турция (маршрут Lapis Lazuli).

Соглашение о транзите и транспортном сотрудничестве Lapis Lazuli является значимым вкладом в региональную стабильность и поддержит экономическое развитие Афганистана. Как сообщает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на ORIENТ, об этом сказала спецпредставитель генсека ООН по Центральной Азии и глава Регионального центра по превентивной дипломатии для стран Центральной Азии (РЦПДЦА) Наталья Герман, комментируя итоги прошедшей в Авазе Международной министерской конференции, посвященной Лазуритовому коридору.

Соглашение Lapis Lazuli также продвигает инициативы Генеральной Ассамблеи ООН по устойчивому транспорту, вносящие существенный вклад в выполнение Резолюции ГА ООН "Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития".

Создание транспортных и транзитных коридоров повлияет на улучшение транспортных связей на внутренних маршрутах, включая общественный транспорт для обеспечения мобильности людей и товаров. Новые рабочие места во всех звеньях цепи — от производства товара до его доставки на рынки Европы — будут противопоставлены угрозе терроризма, а также производства и распространения наркотиков, уверена глава РЦПДЦА.

Соглашение по маршруту Lapis Lazuli было подписано 15 ноября 2017 года в Ашхабаде на полях VII региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA — Regional Economic Cooperation Conference on Afghanistan) между Афганистаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией.

Реализация данного документа призвана повысить экономическую интеграцию региона и существенно увеличить объемы торговли. Международный транспортный коридор Lapis Lazuli открывает новые возможности для увеличения объемов грузоперевозок по указанному маршруту.

Сегодня Азербайджан является активным сторонником и участником многосторонних усилий по оказанию помощи Афганистану и осуществляет реальные действия в данном направлении.

Урегулирование афганского кризиса продолжает оставаться одной из актуальнейших проблем современности. В течение многих лет данный вопрос затрагивает интересы не только самого Афганистана или его соседей, но и влияет на общий фон глобальной безопасности: страна продолжает оставаться эпицентром и источником терроризма, экстремизма и наркотрафика. Несмотря на предпринимаемые меры со стороны международного сообщества и афганского правительства, ситуация во многих районах Афганистана остается неконтролируемой, сложная военно-политическая обстановка приобрела перманентный характер.

Если оставить Афганистан в состоянии перманентного политического, экономического и социального кризиса, то ситуация может обернуться серьезнейшим дестабилизирующим фактором в регионе Центральной Азии и Южного Кавказа. С учетом данного факта наша страна вносит вклад контингентом Вооруженных сил Азербайджана, продолжающим свою деятельность в рамках программы ISAF, а также оказанием внушительной воздушной и наземной транзитной поддержки.

Большую роль играет Азербайджан и в снабжении войск США и НАТО в рамках продолжающейся миссии НАТО в Афганистане. На пике боевых действий более трети несмертоносных материалов, в том числе топлива, продуктов питания и одежды, следующих в Афганистан, проходили через наземное и воздушное пространство Азербайджана.

В Азербайджане также считают, что важнейшим фактором политической стабилизации, экономического и социального возрождения Афганистана выступает реализация крупных инфраструктурных проектов с афганским участием, в частности, в таких жизненно важных направлениях, как транспорт.

С этой точки зрения маршрут Lapis Lazuli не только направлен на дальнейшую и более интенсивную интеграцию Каспийского и Центральноазиатского регионов в мировую экономику, но и позволит связать Афганистан с Европой.

Упрощение таможенных процедур, бесперебойная и безопасная связь между Анкарой и Стамбулом, с одной стороны, и афганским городом Тургунди — с другой, превратят Баку в крупнейший логистический хаб в Каспийском регионе. Выгодное географическое положение: с одной стороны, через Каспийское море Азербайджан граничит с Центральной Азией, с другой — через Грузию и Черное море со средиземноморскими странами, позволят нашей стране ежедневно принимать и отправлять огромное количество грузов в обе стороны.

Реализация этого проекта говорит о силе Азербайджана и его возможностях для претворения в жизнь таких транснациональных проектов.

В скорейшем запуске всех мощностей проекта заинтересованы все страны-участницы. Афганистан добивается выхода на мировой рынок и привлечение необходимых средств для собственной экономики, а Азербайджан продолжает дальнейшую диверсификацию своей экономики и развитие ненефтяного сектора. Все это создаст необходимые условия для дальнейшего сближения экономик двух частей света.

Сегодня Азербайджан превратился в лидирующую в регионе страну, добившуюся стабильной внутренней политической ситуации, политической системы, совершенствуемой постоянными реформами и отвечающей интересам общества, гармонии в отношениях между государством и гражданами, устойчивого экономического развития, занимающую достойное место среди государств мира. Все это является результатом целенаправленной напряженной работы и активной политики.

Сабухи Иманов

Источник: day.az

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.